• Статья


  • Береговая система радиосвязи

    Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по условиям распространения радиоволн и способам осуществления связи.

    Береговая система радиосвязи морского района А1 ГМССБ KENTA-GMDSS A1 имеет дальность связи, которая определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, что позволяет при расположении антенн на высоте 10 - 15 м обеспечивать надежную связь на расстояниях до 25 морских миль, а в случае благоприятных условий распространения радиоволн и более. Так, на Чемпионатах России на Онежском озере автором были зафиксированы дальность связи 30 - 35 миль между судейским судном и яхтами, оснащенными морскими стационарными радиостанциями и расположенными на топе мачты антеннами.

    К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи.

    При нахождении малых судов в камерах шлюзов при использовании носимых радиостанций связь с диспетчером может быть неустойчивой даже при небольших расстояниях из-за пропаданий сигналов, вызванных сильными отражениями радиоволн от стенок камеры и стоящих в ней судов (такой процесс называется "интерференцией радиоволн" - сложением прямых и отраженных волн, сопровождающийся усилением или ослаблением сигналов).

    Имеются отличия в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия с помощью радиосвязи. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является важнейшим средством судовождения.